четверг, 24 января 2008 г.

Записки безработного фаза вторая

октябрь 2006

Я сижу у окна. Поздний сентябрь, сейчас начнутся пары. Это не déjà-vu, я снова студент. На весьма короткое время. Мне выпало учиться в институте подготовки кадров гос. службы занятости. Заведение это, в высшей степени незатейливое, оно призвано служить двум целям.
Первая – подготовить мудрых безработных к получению денежек от державы на открытие собственного бизнеса. Судя по разговорам –деньги намерены получить все, а вот бизнес открывать – не все. Далеко не все.
Второе, более возвышенное призвание - быть синекурой для преподавателей. Денежки выделяются немалые, мельком видел цифры в графе «стоимость обучения». Я бы мог послушать Филиппа Котлера три раза подряд за эти деньги. Но государство платит за меня (вот бы всегда так), и я прилежно конспектирую речи наших районных гуру бизнеса. Эти милые дамы и бойкие ребята или не профессионалы, или профи не в той области, или так и не определились, что бы нам сегодня такое преподать. Или, что самое милое, откровенно ленятся. И сообщают нам об этом. Приглашённые «звёзды», за редким исключением, не готовятся к семинарам вообще. Часто не знают, какую тему они сейчас должны раскрывать. И тоже ничуть не стесняются говорить нам об этом. Их цинизм нравится студентам.
Любая из вышеназванных причин превращает моё пребывание в этих стенах в бессмысленную трату времени.
Временные однокашники бодро учатся, им осталось так немного до получения пособия на открытие бизнеса. И они получат его, а потом исчезнут с экранов радаров. «Над всей Испанией безоблачное небо…»
Зачем я здесь – это вопрос. Я не собираюсь претендовать на пособие. Врать неохота, да и сумма эта явно не может спасти гиганта мысли. Не учат тут практически ничему мне полезному, но я всё сижу и сижу у окна. Быть снова студентом очень приятно, хоть бы и на две недели. Я опять ношу старые джинсы ( культовые вещи не отмирают!), разгильдяйскую футболку, кроссовки. С огромным удовольствием слушаю плеер. Репертуар совершенно неполиткорректный: Iron Maiden, Deep Purple, Led Zeppelin, E.L.O., INXS, Машина Времени, Воскресенье. Привет вам, поздние восьмидесятые! Жаль, что у меня тогда не было плеера.

На обед - пакет кефира и батон. Вот это жизнь!

Мой стол у окна. Я специально прихожу чуть пораньше, чтобы сесть здесь. За окном можно наблюдать сентябрь и детский сад. Я разглядываю резвящихся детишек и делаю ещё оборот назад по этой спирали времени. «Апрельское колдовство», так это называется у Бредбэри, хотя сейчас осень. Меня опять интересуют качели, сломанные лестницы, дурацкие деревянные лошадки. И мне очень хочется побежать и ловко забраться на кривое дерево у песочника, ведь я тогда наверняка понравлюсь девочке в красном комбинезоне. Жизнь немного омрачается перспективой получить на полдник молоко с пенкой. Рыбий жир столовой ложкой уже не дают, кажется. Но во рту всё равно появляется отвратительный привкус. Брр! Но зато хорошо, что мама согласилась не надевать на меня эти противные коричневые колготы, а то дразнили бы девчонкой …
Для меня это, наверное, самая лучшая иллюстрация связи поколений. Все они – детсадовец и студент остались там, внутри меня. Сейчас наружу показался тот, в зелёном пальто, который боялся рыбьего жира и толстого Вовку. Странно это, мои дети уже школьники, значит ли это, что они чувствуют себя взрослее меня сейчас? Хотя мои дети всегда чувствуют себя взрослее, даже когда я очень важный папа в очках.
С первых минут первой пары я гляжу в окно, чтобы не пропустить самого интересного. Между стволами клёнов тает едва заметный сентябрьский туман, деревья уже не зелёные, но ещё и не желтые. Просто в тёмных кронах видны яркие вкрапления. С каждым днём их становится всё больше, отдельные точки сливаются в пятна и полосы, постепенно делая деревья желтыми. Обратный процесс невозможен, впереди зима. Понимая это, и покоряясь судьбе, листья идут к земле. Один за другим они падают, кувыркаясь, даже когда ветра нет совсем. И земля тоже становится цветной: ярко жёлтой под берёзами, красной у клёнов, золотой под каштанами. И вуаль тумана плотнее с каждым утром. И солнца всё меньше. Потому что бабье лето уже закончилось, потому что послезавтра уже октябрь.
Дама у доски изрекает высокие истины о том, что стране очень нужен средний класс. Я долго слушаю её, и в голове моей всё путается. Нормальная, здоровая осень за окном только подчёркивает кабинетную абсурдность того, что я слышу. К чему все эти долгие и научные слова о среднем классе? Предмет называется «Психологические и социальные основы успешной предпринимательской деятельности». Основ у успешной предпринимательской деятельности до безобразия много. Все они разные, все психологические и все социальные до абсурда. И все почему-то имеют отношение к делению общества на классы. А потенциальный средний класс, так необходимый нашей стране, сидит и смотрит на ярко-желтые листики берёзы на тёмной земле. Ночью был дождь, поэтому цвета так контрастны.
И не хочу я вовсе быть средним классом. Не хочу и всё, пусть страна не обижается. Меня тошнит от среднего, высшего, а равно и низшего классов. Мне нравится определение «деклассированный элемент», хотя я не понимаю толком, что бы оно обозначало. У меня есть драные джинсы и ощущение того, что я студент. Мой пакет кефира в рюкзаке – это мощное противоядие, талисман от приторных ярлыков, которое на меняи на весь мир навешивают умные профессора. С помощью одного литра кефира я намерен преодолеть штампы и снобизм. Общество, способное обедать кефиром и батоном не подлежит делению на классы, как бы не икали сейчас Маркс и Энгельс. Да ещё и лысый тот, в мавзолее. Lenin inside!
А внутрь нас они всё равно не залезут. «Кто сможет узнать мои сны?» Кто из великих телевизионных вещателей залезет мне в черепушку и скажет, что я думаю прямо сейчас? Никто, к какому бы классу эти пророки не принадлежали. То-то же. Они всего лишь слепые вожди слепых, им не дано увидеть самого важного.
А вот осень, туман и запах сгорающих листьев входят в меня без труда. И наполняют всего, не оставляя места для чепухи. Они одинаковы для всех классов общества, даже для среднего. Потому что они вечны. Потому что Господь подарил этот мир всем нам. Средним, высшим, низшим. И даже деклассированным типчикам.

Комментариев нет: